Русская религиозная картина на перекрёстке традиций

01 май 2008 Новости

«В художественной жизни Российской Империи религиозная картина служила передаточным звеном между мастерской художника и церковными стенами: наиболее удачно разработанные христианские сюжеты, апробированные на холстах и выставках, переносились в интерьеры храмов, на иконы. Причём совершенно не обязательно это делал сам творец оригинала. Часто полюбившийся сюжет, выполненный мастером, копировался затем рядовыми живописцами в целом ряде церквей. Так происходило, например, с картинами Александра Иванова, Ивана Крамского, Василия Поленова.

В советский период религиозная картина, по понятным причинам, выделилась в полностью самодостаточный жанр. И, видимо, далеко не случайно, что крупнейшим представителем этого жанра в 1940-1980-е годы делается Евгений Спасский (1900-1985), прошедший путь от футуризма до собственного стиля, определявшегося им как «духовный реализм». При этом Спасский много внимания уделял храмовой стенописи (руководил бригадой художников, оформлявших кафедральный собор Кишинева, расписывал церкви в Подмосковье)».