Символика бороды в православном мистицизме (I)

Символика бороды в православном мистицизме (I) | Роман Багдасаров
14 Дек 2020 Новости
Согласно библейской антропологии, первочеловек Адам сотворён по образу и подобию Божию, то есть взрослым мужчиной. И борода в этой богословской перспективе предстаёт как символ зрелости и мудрости и часть образа Божия в человеке. К моменту Раскола ношение бороды в русском обществе было «всеобдержным», принятым во всех сословиях. Иное воспринималось как надругательство над естеством, извращение, блуд… На заре своего служения протопоп Аввакум потерпел от воеводы Шереметева именно за верность бороде. Вот как об этом повествует сам Аввакум: «Василей Петровичь Шереметев, пловучи Волгою в Казань на воеводство, взяв [меня] на судно и браня много, велел благословить сына своего Матфея бритобрадца. Аз же не благословил, но от писания ево и порицал, видя блудолюбный образ. Боярин же, гораздо осердясь, велел меня бросить в Волгу и, много томя, протолкали». Позднее последователи огнепального протопопа дерзновенно заявляли представителям власти: «Режь наши головы, не тронь наши бороды!» Убеждённость старообрядцев в собственной правоте опиралась на веру в то, что Русь является новым Израилем, новым народом Божиим, самодостаточным в своей миссии. Отсюда особое отношение к установлениям Ветхого Завета, в число коих входило ношение бороды. Если постриг волос (при крещении, принятии монашества) заменил древнее обрезание, то никакой замены брадоношению не предусматривалось; эта установка оставалась, по мнению приверженцев старого обряда, в силе. В их глазах борьба Петра I с бородами представала покушением на образ Божий в человеке. Культурная семантика бороды (равно как и вообще физического облика человека), с точки зрения Традиции, – область всё ещё малоисследованная, сулящая интересные открытия.