«Современное искусство — музей — церковь: конструктивный диалог» (2010)

«Современное искусство — музей — церковь: конструктивный диалог» (2010) | Роман Багдасаров
05 Янв 2021 Конференции

27 октября 2010 в Государственной Третьяковской галерее состоялся круглый стол на тему «Современное искусство — музей — церковь: конструктивный диалог». Он проходил в рамках выставки Гора Чахала «Хлеб неба».

Роман Багдасаров (Институт культуры и права):

Очень благодарен Алексею Михайловичу Лидову, что он отметил мою статью, которая в значительной мере опиралась на теоретические разработки Центра восточнохристианской культуры, возглавляемой им. Я лишь являюсь примерным посетителем научных конференций Центра и читателем сборников, которые тот издаёт. С моей точки зрения, религиеведа и историка, эти разработки в значительной мере продвигают не только понимание традиционного искусства, но и понимание искусства вообще. Они показывают, что разные сферы, разные виды искусства в религиозной традиции воспринимаются человеком в неразрывной связи.

Сегодня я бы хотел предложить вам поговорить не только о творчестве Гора Чахала, но – несколько шире – о проблемах взаимоотношения современного искусства, религиозной традиции и церковной организации. Я благодарен также Гору, что он верно разграничил сферы христианского искусства. Ведь в каждой из сфер эти взаимоотношения строятся по разным законам. Если мы будем чётко понимать, в какой сфере мы в данный момент находимся, наше взаимодействие, наш диалог будет успешен, и мы избежим непонимания и лишней траты времени. Из представленных здесь работ, прежде всего, хочется отметить проект «Фавор», который первый раз выставлялся в 2008 году в галерее Ravenscourt. В Третьяковской галерее он дополнен, выверен концептуально и визуально. «Фавор» представляет интерес, прежде всего, тем, что это не только некое, так сказать, камерное искусство. В идеале это объект ландшафтной архитектуры. Здесь только некий эскизный проект, а не то, что является законченным произведением. Он как бы обращён в будущее. И это очень важно.

Современные люди часто воспринимают христианство, опираясь на внешний его вид. Они ориентируются на те памятники, которые были созданы в прошлом. И вот глядя на это, они себе представляют христианство, думают, что христианство к этому сводится. Конечно же, это большая ошибка. Потому что христианство не сводится только к памятникам прошлого, оно вообще не сводится только к визуализации, к осуществлённым, воплощённым объектам, артефактам и так далее. В христианстве заложены огромные художественные возможности, далеко не все из которых реализовались в прошлом. Поэтому мы не должны обожествлять прошлое, слишком уж к нему привязываться. Именно для того, чтобы у христианского искусства было какое-то будущее.

Сейчас многие осознают это. В качестве примера приведу два масштабных мероприятия, которые наш институт провёл совместно с архитектурным фестивалем «Города». В «Городах» участвуют студенты из архитектурных вузов России и ближнего зарубежья, они строят объекты ландшафтной архитектуры на какую-то одну, выбранную тему, каждый раз на новом месте. Один из фестивалей, «Город АЗЪ» прошёл на городище Старой Рязани и был посвящён глаголице, христианской азбуке, изобретённой свв. Кириллом и Мефодием. Второй – на острове Видо (рядом с Корфу), «Город Философов», был посвящён философским и богословским идеями античности и Нового Времени. В каждом из фестивалей приняло участие более полутора сотен студентов и молодых архитекторов. Достаточно сложные идеи христианской культуры получали новое воплощение через образы ландшафтной архитектуры, что сближает эту инициативу с авторским проектом «Фавор» Гора Чахала. Новый художественный язык христианства – не блажь узкого круга художников и кураторов, это настоятельное требование нашего времени. Оно порождает энтузиазм у творческой молодёжи.