Иконографический принцип деисиса в проекте «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ» (2000-2009)

Иконографический принцип деисиса в проекте «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ» (2000-2009) | Роман Багдасаров
05 Янв 2021 Статьи

С октября 2008 по март 2009 года синтетический проект «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ» экспонировался в музеях и выставочных залах Пермского края. Этот тур не только привлёк внимание десятков тысяч зрителей, но и выявил новый потенциал самого проекта, существующего с 2000 года и впервые представленного публике в 2004 году в Государственной Третьяковской галерее.

1. Краткая история проекта

Деисис (от греч. δεησις «моление») – традиционная для иконографии композиция, когда центральному персонажу предстоят другие, расположенные по бокам. Проект «Deisis» – синтетическое, многомерное произведение современного изобразительного искусства, посвящённое реконструкции священных образов христианства.


Его идея принадлежит коллекционеру иконописи и современного искусства Виктору Бондаренко. В качестве инструментов при создании «Deisis»’а художником Константином Худяковым использовались новейшие цифровые технологии и фототехника высокого разрешения. На основе собранных религиоведом и культурологом Романом Багдасаровым письменных источников, а также тщательного анализа многочисленной иконографии, Константин Худяков осуществил художественную реконструкцию конкретных персонажей библейской истории.


Работа началась в 2000-м и, в основном, закончилась в 2004 году. 7 октября – 7 ноября проект был показан в Государственной Третьяковской Галерее. В дальнейшем фрагменты его выставлялись в Швейцарии, Германии и США.


Сейчас «Deisis» включает в себя сегодня около 100 произведений, психологических портретов-реконструкций лиц священной истории (т.е. истории, основанной на авторитете религиозного предания и священных текстов), созданных при помощи электронных программ. Священные лики собирались художником Константином Худяковым из фрагментов лиц наших современников. Это не только портреты-реконструкции, но и инсталляция «ПРЕДСТОЯНИЕ/двойники», серия «Скрижали», цикл «Тайная Вечеря», видеоинсталляции «deisis/Антропология», «Не верю!» и др.


Воскрешая традиции отечественной религиозной картины XIX – нач. XX вв., проект представляется уникальным в плане современного мирового искусства. Это попытка осмыслить священную историю в контексте постинформационного общества. «Deisis» включает визуальную и вербальную части. Выставка в ГТГ и выпуск альбома вызвали волну зрительского интереса, средств массовой информации, благожелательные отзывы деятелей Русской православной церкви и разноречивую реакцию арт-критики.


В существующем виде проект находится вне сферы богослужения и храма. Современное общество, где сосуществуют люди с самыми разными убеждениями, принадлежащие к разным конфессиям, нуждается в позитивном примере личностного отношения к христианской вере, опирающегося, тем не менее, на объективные исторические факты. Авторы безусловно учитывают религиозные ценности, стремясь при помощи истории и психологии дешифровать символический код христианства, показать безграничные возможности христианского искусства.


 «Deisis» – многоуровневая работа, она построена на использовании огромного числа источников, прежде всего Библии, памятников письменности Древнего Востока, известных и новооткрытых апокрифов, гимнографии, богословских и философских сочинений, научных трудов, произведений изобразительного искусства. Авторы стараются увидеть в лицах священной истории как конкретных личностей, так и социально-психологические типы, культурных героев, что является сложнейшей художественно-методологической задачей.


Инсталляции «Deisis» ориентированы на образцы традиционного искусства: русский высокий иконостас, деисус, распятие, многофигурные иконы. Композициям присущ принцип универсальной сообщительности, отражающийся в сетевой структуре – символе современного мирового сообщества.

2. «ПРЕДСТОЯНИЕ/deisis» в Государственной Третьяковской Галерее (7.10-7.11.2004)

Инсталляция имела три четко выраженных горизонтальных сечения. Они скреплялись одним центральным изображением Христа. Верхняя треть объединяла исторических предшественников христианства (прародителей, пророков, философов), чье духовное влияние не ослабело и в наши дни: Енох, Ной и его сыновья, Моисей, Царица Савская, Заратуштра, Гиппократ, Александр Македонский. Этот регистр соответствует праотеческому и пророческому чинам в традиционной схеме русского иконостаса. Среднюю треть занимают изображения увеличенных запястий Иисуса, пробитых гвоздями, что символически соответствует Распятию. Фрагменты по одну сторону от Христа несут символическую картографию Святой Земли. По другую сторону расположены места жизни и смерти персонажей сакральной истории (Ойкумена). Справа и слева – портреты прародителей современного человечества Адама и Евы, что отвечает схеме деисуса на иконе «Страшный Суд». В центре нижнего регистра находится классическая двоица деисуса: Дева Мария и Иоанн Предтеча. Ближайшие позиции к Иисусу занимают апостолы Петр и Павел, равноапостольная Мария Магдалина. Далее располагаются представители христианских святых: Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Серафим Саровский. Замыкают границы христиане-самодержцы: равноапостольный Константин, инициатор созыва Вселенских соборов, утвердивших догматы православия, и царь-мученик Николай, последний православный император.

Константин Худяков. deisis/предстояние. Основная инсталляция. 2004. Холст, ультрахромная печать. Общий размер 5x15,3 м
Сверху вниз. Слева направо:

I ярус. ПРАРОДИТЕЛИ:

1) ИАФЕТ (1556  – после 1657 от Сотворения Мира). Родоначальник трети человечества - «яфетидов», куда включались персы, греки, римляне, армяне, иберы, скифы, пеласги, мидийцы, киммерийцы, мосхи, германцы, славяне, балты, скандинавы, угро-финны, индоарии, хетты. Олицетворение воина;

2) ХАМ  <1557-1558> – после 1657 от Сотворения Мира. Родоначальник трети человечества - «хамитов», куда включались хананеи, филистимляне, кушиты, протохалдеи, нубийцы, египтяне, сабеи-хамиты, эфиопы. Олицетворение мастера;

3) СИМ  <1557-1558> – 2158 от Сотворения Мира. Родоначальник трети человечества - «семитов», куда включались эламиты, арамейцы, евреи, арабы, ассирийцы, мидяне, сабеи-семиты, халдеи, булгары, татары, монголы, китайцы, японцы, корейцы. Олицетворение жреца;

4) НОЙ (1056 – 2006 от Сотворения Мира). Патриарх, избранный к спасению от всемирной катастрофы. Ут-Напишти в шумеро-аккадской мифологии, создатель системы каст; изобретатель виноделия;

5) ЕНОХ (622 – 987 от Сотворения Мира). Эталон высокой нравственности и религиозного благочестия. Учение о высших мирах, проводником к которым считался Енох, упорядочивало отношения человеческого и божественного

ПРОВОДНИКИ:

6) МОИСЕЙ (ок. 1482 – 1362 до н.э.; по др. версии: сер. XIV–сер. XIII века до н.э.). Пророк единобожия, основатель монотеистической религии, объединитель Израиля;

7) ЦАРИЦА САВСКАЯ (2 пол. X–кон. X века до н.э.). Олицетворение женской мудрости, сивилла (пророчица);

8) ЗАРАТУШТРА (XVII или XIII век до н.э.). Основатель монотеистической «благой веры». Сделал выбор между добром и злом центральной проблемой этики;

9) ГИППОКРАТ (460 – <375-351> до н.э.). Врач, основоположник современной медицинской науки и гигиены;

10) АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356 – 323 до н.э.). Основоположник глобальной цивилизации (ойкумены); гениальный военачальник. Идеал правителя в христианстве и исламе


II Ярус. РАСПЯТИЕ:

11) АДАМ (1 – 930 от Сотворения Мира). Праотец. Воплощает единство рода человеческого. Олицетворение мужского начала;

12) СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ: места земной жизни Иисуса Христа;

13) ИИСУС ХРИСТОС (7 до н.э. – 26 н.э.). Мессия, основатель христианства – религии любви. Учил о воплощении божественного духа, трансформации. Высший идеал человека;

14) ОЙКУМЕНА («обитаемая вселенная»): место распространения мировой цивилизации, впервые объединена Александром Македонским;

15) ЕВА (1 – 940 от Сотворения Мира). Праматерь. Женское начало. Роль, которую играет женщина в культурно-историческом процессе. Адам и Ева образуют ячейку семьи, порождающую все последующие поколения


III Ярус. СВЯТЫЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЙ КРУГ:

16) КОНСТАНТИН (272 – 337). Создатель государственной доктрины христианства и православной веры (по его инициативе для утверждения догматов был созван I Вселенский Собор). Первый самодержец-христианин;

17) НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 260 – 335). Наиболее почитаемый святой, идеал христианина;

18) МАГДАЛИНА (кон. I века до н.э./ нач. I века – 2-я пол. I века н.э.). Женщина-апостол, первый свидетель Воскресения Христа;

19) ПЕТР (до 7 до н.э. – 67 н.э.). Апостол Христа, основатель Церкви;

20) МАРИЯ (22 до н.э. – 50 н.э.). Соединение идеалов девы и матери. Олицетворяет высшее предназначение женщины;

21) ИОАНН (7 до н.э. – 25 н.э.).
Пророк, сделавший Новый Завет общедоступным. Аскет. Олицетворяет высшее предназначение мужчины;

22) ПАВЕЛ (15 – 67). Апостол Вселенской Церкви, учитель христианской этики;

23) ГЕОРГИЙ (ок. 270 – 303). Образец победы высшего начала в человеке над низшим. Мученик;

24) СЕРАФИМ (1758 – 1833). Наиболее почитаемый подвижник в Русской православной церкви. Сформулировал цель христианской жизни, открыл неимущим женщинам доступ к духовному пути;

25) НИКОЛАЙ II (1868 – 1918). Реформатор государственной доктрины христианства. Последний самодержец-христианин, миротворец (по его инициативе были созваны 1 и 2 Гаагские мирные конференции, послужившие образцом для деятельности Лиги Наций и ООН).


Вербальная часть представлена биографиями и эссе, напечтанными в альбоме «ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС» (М.: «Военный парад», 2004). Авторы поставили уникальную задачу проинтерпретировать сакральные образы христианства в параметрах сегодняшнего восприятия, т.е. одновременно с художественной, философской, исторической и богословской точек зрения. Это не растворение традиционной образности, а расширение поля аналогий, что по-своему реализуется как на изобразительном, так и на вербальном уровнях. Поскольку «ПРЕДСТОЯНИЕ» при всей сопряжённости с религиозной традицией, является частью светской культуры, в нём использованы актуальные модели для личностно-психологического восприятия сакральных тем. Для обсуждения тематики, связанной с проектом был создан интерактивный сайт ]]>www.deisis.ru]]> [в настоящий момент прекратил работу. Р.Б.].


В инсталляцию вошло 39 холстов, размер каждого из которых 160x110 см. Общие габариты произведения 5x15,3 м. На подготовительном этапе было оцифровано около 350 фотомоделей (физиогномические фрагменты наших современников-лиц различных национальностей), в результате чего создан банк данных – более 60 000 изображений.

 

3. Технология и художественный метод

Это обеспечило полноценное синтезирование практически любого образа путем многотысячных операций по цифровому клонированию, трансформациям, и других обработок. Сверхзадачей авторов проекта являлась интерпретация священного в параметрах мировосприятия начала XXI века. Цепочка: фотокамера → компьютерная обработка → цифровая пластика и создание виртуального образа → вывод на холст → обработка аэрографом, – все это дало новое качество, не существовавшее ранее в изобразительном искусстве.


Все мельчайшие элементы реконструкций Константина Худякова (а их тысячи слоёв) являются цифровыми аналогами реальной «плоти и крови», подвергнутых многоходовому компьютерному клонированию. Образы святых вобрали в себя бесчисленные документальные мгновения человеческих лиц и программные операции. Начинаясь с неопределённого множества цифровых снимков, образа священной персоны становится в итоге ячейкой той или иной экспозиции «Предстояния».


Ещё одним принципиальным условием стала ортогональная проекция, исключившая перспективные искажения. Любая из деталей портрета имеет отдельную, точку фотосъемки и, как следствие, – точку наблюдения для зрителя. В связи с этим каждый участок изображения освещён автономным лучом, что создает эффект тотальной дискретности, практически недостижимый в традиционной живописи, графике, скульптуре или фотографии. Фрагменты, по которым скользит взгляд зрителя, воспринимаются словно из бесконечно удаленного пункта, так же как и объект в целом. Сложносоставное отражение можно в данном случае назвать сетевым. Автономные источники света проявляют люминофорную сеть на всей плоскости изображения.


Опознание священного в другом идет рука об руку с его узнаванием в себе. В каждом сакральном персонаже есть частицы «обычных» людей и каждый «обычный» человек становится носителем священного смысла. Это не растворение традиционной образности, а расширение поля аналогий, что по-своему реализуется как на изобразительном, так и на вербальном уровнях проекта. Ведь краеугольной метафорой Нового Завета о Теле Христовом являются слова апостола Павла: «...вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор 12:27); «...ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело...» (Рим 12:4-5).

 

4. ПЕРМСКИЙ ТУР ПРОЕКТА «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ» (2008-2009)

4.1. Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых» (19.09-26.10.2008)

Впервые через четыре года после ГТГ основной состав «Deisis»'а экспонируется в Усольском историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых». Инсталляция в Третьяковской галерее, принявшая форму иконостаса, в Палатах Строгановых обретает третье измерение. Структура иконостаса осмыслена как объёмное пространство.


Показ «ПРЕДСТОЯНИЯ» в южной палате комплекса глубоко символичен. Как отмечал профессор А.И. Морозов, представлявший проект в стенах Третьяковки, работы Худякова продолжают традицию русского психологического реализма XIX столетия, «они сродни и «Христу в пустыне» Ивана Крамского, и Христу евангельского цикла Николая Ге». Другой своей стороной «ПРЕДСТОЯНИЕ» восходит к церковному искусству, иконе и монументальной живописи. Именно эта сторона проявила свой новый потенциал в усольской выставке.


Палаты Усолья – одно из последних зданий древнерусского зодчества, возведённое своенравными Строгановыми в пику насаждавшейся из Санкт-Петербурга иностранной архитектуре. Палата, храмина – это, безусловно, не храм. Тем не менее, она выстроена по той же модели мироздания, что и традиционная форма церкви, чем образует особое сакральное пространство.


Все работы делятся на 8 тематических секторов: «Мужчина и Женщина: Вечные Начала» (Адам и Ева), «Творцы глобальной цивилизации» (Иафет, Александр Македонский), «Патриархи» (Енох, Ной, Хам, Сим, Матрица), «Духовные Вожди» (Земля Обетованная, Заратуштра, Моисей, Царица Савская, Гиппократ), «Круг Евангелия» (Иисус, Мария, Предтеча), «Свидетели Воскресения» (Магдалина, Петр, Павел), «Чтимые Святые» (Николай Чудотворец, Георгий, Серафим Саровский), «Христианские Государи» (Константин, Николай II).


В экспозицию вошло 22 портрета-реконструкции, 3 символико-географические композиции «Ойкумена», «Земля Обетованная» и «Святая Земля». Изображения увеличенных запястий Иисуса, пробитых гвоздями, символизируют Распятие, простирающееся надо всей землёй. Картография «Святой Земли» группируется вокруг Вифлеема. Места жизни и смерти лиц сакральной истории – «Ойкумена» – сгруппированы вокруг Иерусалима. Композиция «Матрица» обобщённо представляет фотомодели проекта.


Картины можно было наблюдать с 8-ми точек обзора. Из этих точек просматривалось восемь деисисов. В русском высоком иконостасе, как правило, можно наблюдать 3 или 4 деисиса. В трёхмерном пространстве, которое смоделировано в Палатах Строгановых, число деисисов возросло на порядок:


Схема развески «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ» в Строгановских Палатах (Усолье, 2008)

Восемь точек обзора (деисисов) и тематические секторы
ПРАРОДИТЕЛИ: Адам, Ева, Эпиграф выставки.
Деисис I (Вечные Начала): Адам [мужское] – Эпиграф – Ева [женское].
ТВОРЦЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: Иафет [пророчество о глобальной цивилизации, воинство], Александр Македонский [создание глобальной цивилизации, царство], Ойкумена.
ПАТРИАРХИ: Ной, Енох, Матрица, Хам [мастерство], Сим [священство].
Деисис II (Спасение): Енох [личное спасение] – Матрица [социум] – Ной [спасение общества].
СВЯТЫЕ: Георгий [мученик], Николай Чудотворец [святитель], Серафим [преподобный]
Деисис III (Чины святости): Николай Чудотворец – Георгий – Серафим.
ДУХОВНЫЕ ВОЖДИ: Земля Обетованная, Моисей [монотеизм], Заратуштра [ответственность человека], Царица Савская [премудрость], Гиппократ [медицина]
Деисис IV (Пророки монотеизма): Заратуштра – Земля Обетованная/Иисус - Моисей
ХРИСТИАНСКИЕ ГОСУДАРИ: Константин [первый], Николай II [последний]
Деисис V (Древо Царей): Константин – Царица Савская – Николай II
КРУГ ЕВАНГЕЛИЯ: Иисус [высший идеал человека], Мария [дева и мать – высшее предназначение женщины], Иоанн [подвижник – высшее предназначение мужчины], Петр [основатель Церкви], Павел [учитель этики],Магдалина [свидетель Воскресения], Святая Земля.
Деисис VI (Высшие): Мария – Иисус – Иоанн.
Деисис VII (Свидетели Воскресения): Петр – Иисус – Магдалина.
Деисис VIII (Равные апостолам): Константин – Иисус – Магдалина.
ТРЕУГОЛЬНИК САКРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ: Ойкумена – Земля Обетованная – Святая Земля((конец подписи))

Показ сопровождался прослушиванием музыкальной композиции «Реквием», написанной композиторами Владимиром Хлоповским и Ильёй Трусковским в 2004 году. На экране периодически демонстрировалась видеоинсталляция «deisis/АНТРОПОЛОГИЯ».

4.2. Органный зал Пермской краевой филармонии (30.10-30.11.2008)

К дню открытия этой экспозиции Константином Худяковым был специально создан образ великомученицы Параскевы-Пятницы, создательницы сакрального пространства Пермской земли. Замысел выставки являлся попыткой воссоздать атмосферу часовни Св. мученицы Параскевы-Пятницы, где ощущается живое присутствие небесных покровителей. По окончании выставки художник оставил портрет Параскевы в дар Пермскому краевому музею.

Экспозиция делилась на пары, состоящие из «нижнего» и «верхнего» регистров: «Мужчина и Женщина: Вечные Начала» (Адам и Ева), «Творцы глобальной цивилизации» (Иафет и Александр Македонский), «Духовные Вожди» (Енох и Царица Савская, Заратуштра и Моисей), «Деисис Евангелия» (Иоанн и Мария), «Свидетели Воскресения» (Петр и Павел, Магдалина и Николай Чудотворец), «Чтимые Святые» (Георгий и Серафим Саровский), «Христианские Государи» (Константин и Николай II). Все эти пары являются частью одного большого деисиса, где они предстоят Христу. Сам же он образует с Параскевой пару Жениха и Невесты («невестами Христовыми» называли себя мученицы периода гонений, впоследствии эта аллегория была перенята монахинями). Итого 20 портретов-реконструкций и 2 символико-географические композиции «Ойкумена» и «Святая Земля».


На вернисаже прошла презентация DVD-версии «deisis/АНТРОПОЛОГИЯ», включающей хронологию проекта, исторические справки-эссе, фотоальбом, и одноимённую видеоинсталляцию. «deisis/АНТРОПОЛОГИЯ» демонстрирует портреты персонажей священной истории, подвергнутые компьютерному «морфированию» – неожиданной для зрителя трёхмерной трансформации одного образа в другой, начиная от библейских праотцев и заканчивая Николаем II. Так, по замыслу художника К. Худякова, показывается антропологическое и духовное родство людей, как парадоксальный план Создателя.

Видеоинсталляция реализована при помощи мультимедийных программ, сопровождается синхронизованной аудиозаписью фрагментов Посланий апостола Павла и оригинальными музыкальными композициями (α-версия В. Хлоповского и И. Трусковского, β-версия Т. Шарова).

4.3. Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей (5.12.2008–15.01.2009)

Здание музея в Кунгуре расположено почти в самом центре города и является памятником архитектуры XIX века (купеческой усадьбой). Небольшие по площади выставочные помещения занимают два этажа, поэтому было принято решение разместить в нижнем портреты ветхозаветных персонажей, а в верхнем – евангельский круг и святых. Тематические сектора, которые в усольской версии экспозиции могли сообщаться друг с другом с помощью деисисных точек обзора, здесь разделены стенами и лишь дверные проёмы (порталы) служат узкой переходной зоной между ними.

I этаж (Ветхий Завет). 1 зал (Прародители): Адам, Ева, Енох, Ной; 2 зал (Проводники): Моисей, Заратуштра, Царица Савская, Гиппократ; 3 зал (Творцы Ойкумены): Иафет, Хам, Сим и Александр Македонский; входной портал между залами («альфа» и «омега» Самодержавия): Константин и Николай II.
II этаж (Новый завет). Коридор: Матрица, Эпиграф; зал: Рублев (Созерцатель), Магдалина (Слушающая), Земля Обетованная, Мария, Иисус, Иоанн (Евангельский деисис), Святая Земля, Ойкумена, Петр, Павел (Свидетели); 2 коридор (Святые): Георгий, Николай, Серафим

В Кунгуре в составе проекта был впервые представлен портрет Андрея Рублева.

4.4. Чайковская картинная галерея (17.01.2009–13.03.2009)

В экспозиции «Deisis»’а в Чайковском, исходя из специфики выставочного зала, был совмещён принципы порядности и диалога портретов (Пермь) с организацией тематических секторов в рамках всеобщей экспозиционной площади (Усолье, Кунгур).

В день закрытия выставки 13.03.2009 состоялась пресс-конференция, где были подведены итоги Пермского тура «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ». Директор Усольского историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых» (курировавшего тур) С.В. Хоробрых заявил, что за этот период выставку посетило более 22 тысяч зрителей. Опытом экспонирования проекта поделился Д.А. Антипов, под чьим руководством происходил монтаж выставки в каждом из четырёх залов края.

5. Заключение

Иконографический принцип деисиса, лежащий в основе экспозционной структуры проекта, продемонстрировал свою конвертируемость в разные типы пространств. Каждое из них, при условии фиксации главных элементов предстояния, получало характер сакрального. Чем больше линий сообщаемости возникает между работами в экспозиционном пространстве, тем более глубокие смыслы священной истории готовы проявиться через его структуру.

 

Опубликовано: Камский путь: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. ("Строгановские чтения" - III, "Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи" -VII), 19-21.09.2008. Соликамск: ГОУ ВПО "Соликамский государственный педагогический ин-т", 2009. С.100-104.