«За порогом». Рецензия Романа Ганжи в «Русском Журнале»

31 Июл 2010 Критика

Работы историка и этнолога Романа Багдасарова посвящены «малоизученным сторонам православия: космологии, духовным практикам, аскетической символике, воинским союзам, новейшей иконографии и религиозной картине». Все это называется «богословием авторитета и традиционной культуры», которое, в отличие от «теоретического богословия», охватывает не только «интеллект», но и «эмоционально-чувственную сферу». В целом же богословие «является завершающим элементом, без которого невозможен универсальный синтез науки и искусства».

Если последние три столетия православия отмечены растущим разрывом между «теорией» и «практикой» (будь то аскетической или научно-экспериментальной), то средневековое богословие Руси «обладало преимуществом цельности мировоззрения». Автор, не считающий себя богословом ни в «теории», ни на «практике», намечает подступы к универсальному синтезу «со стороны религиоведения», то есть к цельности в современном восприятии православия. Статьи, составляющие сборник, написаны за период с 1995-го по 2002 годы публиковались в периодике, прежде всего в «Волшебной горе», «Урании» и журнале «Эгоист-generation».

Состав сборника: 1. «Местонахождение рая. Аскетизм и космология Древней Руси». 2. «Лестница-ключ. Рисованная картинка XIX века из частной коллекции» (изображение последовательности из 60 заповедей). 3. «Куда Макар телят не гонял. Об инициатическом путешествии в древнерусской традиции» (на основе «Апокрифа о Макарии Римском»). 4. «Пугу! Три века запорожской воли» (Сечь как военно-монашеское братство). 5. «Солдат и воин» (о принципиальном различии двух понятий). 6. «Реальность конца. Черты Апокалипсиса в русском традиционном сознании». 7. «Технология юродства». 8. «Эпическая мобилизация. Константин Васильев». 9. «Водружение светильника. Христианская живопись в России второй половины ХХ века» (состав: I. Общие положения. II. Иконостас процветший: Валерий Харитонов. III. Двигаясь к Китежу: Александр Харитонов. IV. Искомые величины: Юрий Шмелев. V. Анатомия иконы: Евгений Спасский. VI. Стратегия архаики: Александр Исачев. VII. Без наркоза: Владислав Провоторов. VIII. Цветотональное богословие: Виталий Линицкий. IX. Заключение). 10. «Изограф Солнечной империи. Архидиакон Михаил Потапов» (продолжение темы предыдущей статьи). 11. «Сфинкс — Феникс» (Моисей и Эхнатон — современники). 12. «Загадка как процесс».