«Молодость+» как культурный интерактивный проект

«Молодость+» как культурный интерактивный проект  | Роман Багдасаров
04 Янв 2012 Конференции

Выступление на заключительном заседании руководителей и представителей молодежных организаций XII ВРНС, 22.02.2008.

«Дорогие соборяне! Наверное, многие из вас уже ознакомились с небольшой брошюрой «Молодость+», которая раздавалась участникам, поэтому я хотел пояснить, как она создавалась. Она была издана при ближайшем участии коллектива авторов и экспертов Фонда «Русский предприниматель». Мы также привлекали людей из научного экспертного сообщества для того, чтобы этот документ, незамысловатый по форме, сразу доходил до сознания молодежи.

Почему мы создали этот документ? Мы пытались своими скромными силами восполнить главный недостаток, существующий в современном обществе, и шире сказать о роли молодежи в современной цивилизации. Сегодня в России отсутствуют отлаженные психологические механизмы адаптации молодёжи к социальной среде. Такие механизмы существовали в традиционном обществе, существовали они даже в советском обществе, что мы относим к лучшему из его достижений (в брошюре мы называем его Обществом Утопии). Но они отсутствуют в обществе потребления (которое мы называем Обществом Лжи).

Знаменитый нейрофизиолог и философ Анри Лабори, изобретший аминазин, предвосхитивший гибернацию и множество вещей, которые обогащают современную медицину, выделял три типа реакции человека, вообще живого существа на стрессовую ситуацию. Первая реакция — это борьба, когда делается силовая попытка переломить ситуацию; вторая — если борьба не приводит к успеху, животное или человек пытаются убежать. Если же и вторая реакция не увенчивается успехом, то дальше существуют два пути, либо происходит конфликт между гормонами, которые выбрасываются в кровь, и тогда это приводит сначала к депрессии, а затем к различным патологиям, переходящим в болезнь. Либо — прошу обратить ваше внимание — включается воображение.

Я значительно упрощаю его теорию за недостатком времени. Дело в том, что воображение — это базовый психологический механизм, который создал человеческую культуру как таковую, и именно при социализации подростка, социализации молодого человека, этот фактор должен постоянно учитываться. Отсюда огромное внимание, которое нужно уделять культурно-развлекательной сфере, потому, что в современном обществе человек получает через нее базовые навыки пользования этим механизмом.

Благодаря воображению, человек получает возможность взглянуть с новой стороны на неблагоприятную, стрессовую ситуацию. То есть внешне, пока все остается на своих местах, человек создает воображаемую картину мира, которая не основана на непосредственных физиологических реакциях и импульсах, но которая позволяет ему переосмыслить эту ситуацию, увидеть какие-то другие стороны в ней, и в итоге внутренне ее принять позитивно, чтобы далее в ней действовать. Молодой человек, сталкивающийся с проблемой своей внутренней реализации в современном обществе, как правило, не получает той воображаемой, в позитивном смысле слова, картины мира, которая позволила бы ему принять ту ситуацию, в которой он оказывается отодвинутым.

Да-да, отодвинутым. На самом деле, хотя постоянно говорится о молодежи, что она принадлежит к поколению «продвинутых», реальный молодой человек, сталкивающийся с жизненными проблемами, чувствует свою отодвинутость. Те ценности, которые он впитывал, в лучшем случае, в детстве, они почему-то перестают работать в конкретных жизненных ситуациях. И чтобы это всё-таки произошло — ему нужно создать определенную модель.

Над такой моделью мы серьезно задумались и попытались вместить ее в определенную игровую ситуацию, вывести на игровое сознание, которое, как известно в традиционном обществе, было одним из ведущих механизмов воспитания человека как такового.

В своей работе мы постарались нарисовать портрет общества, который был бы понятен для молодого человека и не усложнен. Мы попытались рассказать ему о внутреннем мире, не загружая его напрямую церковной и аскетической фразеологией, а сделать это доступно и понятно. Так, говоря об источниках энергии, разделили их на две части: личные и эгоистические, то, что приближается к церковно-аскетическому учению о страстях. А также выделили мир высших эмоций: сверхличные, сверхэгоистические высокие цели, которые мы попытались связать с внутренней долгосрочной жизненной стратегией молодого человека, показав, как эти цели, реализуются, как они могут быть достигнуты только в коллективе своих единомышленников, своих сверстников. Таким образом, была поставлена задача консолидации поколения. И она реализуются через конкретные социальные дела, которое создают в реальности именно тот мир, который востребован воображением и идеалистическими устремлениями молодого человека. Молодость — это всегда пора идеализма, и, может быть, даже, гипертрофированного идеализма, об этом не стоит никогда забывать.

И еще одну важную задачу мы ставили: наладить и настроить молодого человека на позитивный диалог. Во-первых, с представителями разных поколений: показать ему разность жизненного восприятия у разных типов поколения, существующих в его стране. И с людьми, находящимися на различных этажах социальной лестницы: с теми элементами, которые мы называем Дном, а также с людьми, находящимися на высших ступенях социальной иерархии. Мы показали необходимость человека вступать в диалоги, как с теми, так и с другими, подчёркивая необходимость взаимодействия с ними.

Насколько это получилось, судить вам. Я думаю, что опыт, судя по отзывам, которые поступали, оказался достаточно интересным. Мы надеемся, что он будет иметь продолжение не только в игровых стратегиях, но и в серьёзной исследовательской работе».

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Роман Владимирович! Вы и Ваши коллеги, действительно, подготовили интересный материал, рассчитанный на молодежную среду. В брошюре в краткой форме изложено самое главное, та главная идея, которой всегда питался Собор и которую он пытался выражать, артикулировать и адресовать нашему обществу. Идея заключается в том, что не может быть подлинного развития страны без опоры на традицию. Традиция — это не что-то умершее, закостенелое, это не тот самый консерватизм, который воспринимается общественным сознанием, как некое отрицательной явление. Традиция — это норма бытия, которая сохраняется на протяжении всей истории, передаваясь из поколения в поколение. Отказ от этой нормы означает разрушение. Опыт нашей исторической жизни свидетельствует о том, что всякий раз, когда попиралась традиция, не только в России, а также в странах Западной Европы, когда бросался вызов традиции, то наступал хаос и разрушение. Может быть, Россия, как ни одна другая страна пострадала от хаоса и разрушения, и поэтому очень важно, что сегодня именно молодежь настаивает на важности общественного развития модернизации страны, исходя из духовных и нравственных ценностей, запечатленных нашей традицией. Я благодарю Вас также за ту форму, в которой Вы представили молодежи эти важные мысли».